| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Публичный доклад директора школы 2013 годПубличный доклад директора школы 2013 год
Анализ работы муниципального казённого общеобразовательного учреждения
Информационная справка о школе
Средняя общеобразовательная школа №17 открыта в сентябре 1982 года. На сегодняшний день в школе работает стабильный, профессионально подготовленный, творческий педагогический коллектив, созданы условия для решения проблем, которые стоят перед современной школой.
v Высшая квалификационная категория – 9 человек; v Первая квалификационная категория – 16 человек; v Вторая квалификационная категория – 13 человек; v Молодые специалисты – 2 человека; v Отличник народного просвещения – 4 человека; v Почетные работники общего образования – 7 человек; v Обладатель гранта Сороса (1996 г., 2000г.) – 3 человека; v Победитель районного конкурса «Учитель года» - 2 человека; v Грант президента по нацпроекту «Образование» - 2 человека. v Победитель Всероссийского конкурса учителей физики и математики «Династия» - 1 человек. v Почётный гражданин Изобильненского муниципального района – 1 человек. v Почётный гражданин п.Солнечнодольска - 1 человек
v Всего работает 44 педагога, средний возраст – 47 лет; v Высшее образование имеют – 41 человека; v Средне-специальное – 3 человека.
Учащиеся: v В школе обучается 580 человек; v I ступень (1-4 кл.) – 230 человек; v II ступень (5-9 кл.) – 270 человек; v III ступень (10-11 кл.) – 80 человек. В 2007 году в юбилейный для школы год школа стала победителем в конкурсе лучших общеобразовательных учреждений России по приоритетному национальному проекту «Образование». За годы работы школы в ней получили среднее образование 1330 человек, из них 62 окончили школу с золотой и 73 с серебряной медалями.
Образовательные программы: I ступень 1- классы
v Базовая общеобразовательная программа «Перспективная начальная школа»; 2-4 классы v Базовая общеобразовательная программа «Школа России»;
II ступень (5-9 кл.)
v Базовая общеобразовательная программа основной школы; III ступень (10-11 кл.)
v Базовая общеобразовательная программа средней (полной) школы; v Профильная общеобразовательная программа средней (полной) школы;
В школе создано и активно работает научное объединение учащихся «Ступени». Современные педагогические технологии обучения и воспитания школьников (метод проектов, технология «Портфолио») дают возможность в полной мере развивать интеллектуальные и личностные качества школьников. Система воспитательной работы школы строится на идее жизненных фаз и традиций. v I фаза (сентябрь – октябрь) «Учимся толерантности» Цель: воспитать культуру межличностных отношений. v II фаза (ноябрь – декабрь) «Учимся мыслить» Цель: научить мыслительным операциям, воспитать нравственное чувство к мыслительной деятельности. v III фаза (январь – март) «Учимся творчеству» Цель: научить учащихся каждое дело выполнять творчески. v IV фаза (апрель – май) «Учимся подводить итоги» Цель: научить осмысливать сделанную работу. Разносторонняя внеклассная деятельность гармонично сочетает занятия по интересам для развития творческого начала личности и общественную деятельность для совершенствования навыков общения в коллективе. С этой целью в школе работают кружки различных направлений, ведутся факультативы.
2. Анализ итогов 2012 – 2013 учебного года. Задачи и приоритетные направления на 2013 – 2014 учебный год
I. Эффективность и действенность внутришкольного управления качеством преподавания и организацией процесса обучения.
II. Состояние и продуктивность методической и инновационной работы в школе.
III. Уровень развития учащихся, успеваемость качество знаний, умений и навыков.
IV. Анализ воспитательной работы в 2012-2013 году.
V. Задачи и приоритетные направления работы на 2013 – 2014 учебный год.
I. Эффективность и действенность внутришкольного управления качеством преподавания и организацией процесса обучения Современная общеобразовательная школа – это сложное высокоорганизованное учреждение, в котором огромная роль в достижении поставленных целей принадлежит внутришкольному управлению. Отслеживая качество преподавания и организацию процесса обучения в МКОУ «СОШ №17» в 2012-2013 учебному году администрация школы руководствовалась законом Российской Федерации «Об образовании» и «Стратегией модернизации содержания общего образования», концепцией «Наша новая школа». Основная роль во внутришкольном управлении отводилась решению следующих задач: · выполнение всеобуча; · состояние преподавания учебных предметов; · качество знаний, умений и навыков; · исполнение решений педсоветов, совещаний и т.п.; · качество ведения школьной документации; · выполнение программ и предусмотренного минимума; · подготовка и проведение итоговой аттестации учащихся. Оценить эффективность управления качеством образования – значит, сделать вывод о том, в какой мере школа использует объективно существующие возможности для повышения качества образования. В школе в 2012 – 2013 учебном году осуществлялось системно-целевое управление с широким включением в процессы разработки и реализации планов всего педагогического коллектива. Эффективность управления проявлялась через планирование, контроль и корректировку действий. За прошедший учебный год требования к вопросам управления школой значительно возросли, а значит, и увеличился объем внутришкольного контроля, целями которого являлись: 1. оказание методической помощи с целью совершенствования и развития профессионального мастерства; 2. взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на совершенствование педагогического процесса; 3. система взаимоотношений, целей и принципов, мер, средств и форм в их взаимосвязи; 4. личностно-ориентированный подход к каждому учителю. Контроль осуществлялся следующим образом:
I. Эффективность и действенность внутришкольного управления качеством преподавания и организацией процесса обучения Современная общеобразовательная школа – это сложное высокоорганизованное учреждение, в котором огромная роль в достижении поставленных целей принадлежит внутришкольному управлению. Отслеживая качество преподавания и организацию процесса обучения в МКОУ «СОШ №17» в 2012-2013 учебному году администрация школы руководствовалась законом Российской Федерации «Об образовании» и «Стратегией модернизации содержания общего образования», концепцией «Наша новая школа». Основная роль во внутришкольном управлении отводилась решению следующих задач: · выполнение всеобуча; · состояние преподавания учебных предметов; · качество знаний, умений и навыков; · исполнение решений педсоветов, совещаний и т.п.; · качество ведения школьной документации; · выполнение программ и предусмотренного минимума; · подготовка и проведение итоговой аттестации учащихся. Оценить эффективность управления качеством образования – значит, сделать вывод о том, в какой мере школа использует объективно существующие возможности для повышения качества образования. В школе в 2012 – 2013 учебном году осуществлялось системно-целевое управление с широким включением в процессы разработки и реализации планов всего педагогического коллектива. Эффективность управления проявлялась через планирование, контроль и корректировку действий. За прошедший учебный год требования к вопросам управления школой значительно возросли, а значит, и увеличился объем внутришкольного контроля, целями которого являлись: 1. оказание методической помощи с целью совершенствования и развития профессионального мастерства; 2. взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на совершенствование педагогического процесса; 3. система взаимоотношений, целей и принципов, мер, средств и форм в их взаимосвязи; 4. личностно-ориентированный подход к каждому учителю.
Поскольку преподавание или деятельность учителя на уроке, рассматривается как важнейшая составная часть образовательного процесса, то основное внимание уделялось посещению уроков, внеклассных, факультативных и индивидуальных занятий. В рамках тематического и фронтального контроля посещены были уроки у 45 педагогов всех методических объединений, классные часы во всех классных коллективах, внеклассные мероприятия в рамках методических недель. Классно-обобщающий контроль в 1, 5, 10 классах дал возможность оценить: уровень адаптации учащихся первых классов к школьной жизни; преемственность между начальным и средним школьным звеном у пятиклассников; адаптацию к старшему школьному звену у десятиклассников, как в профильном, так и в общеобразовательном классе. Анализ показал, что учителя применяют широкий спектр форм и методов работы с учащимися в данных параллелях, но отмечено недостаточное внимание к обеспечению преемственности у учащихся 5 классов со стороны ряда учителей. Работа в выпускных классах требует особого внимания. К определенному школьному этапу у учащихся должны быть сформированы знания, умения и навыки выпускника начальной школы, 9-го класса, 11-го класса. Контроль работы педагогического коллектива в выпускных классах позволяет выявить причины и вовремя скорректировать процесс обучения, нацеленный на получение конечного результата. Классно-обобщающий контроль в классах с большим количеством учащихся, неуспевающих по различным предметам (8а, 8б, 9б), помог выявить причины неуспеваемости и спланировать работу классных руководителей и учителей-предметников, что дало возможность снизить количество неуспевающих к концу учебного года. Широко развернута сеть собеседований и индивидуальных бесед с учителями, требующими повышения уровня педагогического мастерства, направленная на выявление недостатков в работе и их коррекцию. Члены педагогического коллектива активно включались в работу методических объединений как школьных, так и районных. Наблюдение за работой коллектива дало возможность констатировать, что учителя школы в своей работе основывались на принципах доброжелательности, взаимоуважения, взаимообогащения, использовали сравнительно аналитический подход и методическую направленность. В свою очередь администрация школы руководствовалась следующими ведущими принципами в осуществлении внутришкольного управления: · научность; · актуальность; · плановость; · открытость.
II. Состояние и продуктивность методической и инновационной работы в школе
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условия в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания. С учетом уровня организации учебно-воспитательного процесса, особенностей состава учащихся школы в 2012 - 2013 учебном году была продолжена работа над методической темой школы: «Развивающие функции обучения и воспитания, обеспечивающие становление личности ученика и развитие его индивидуальных способностей в условиях формирующейся новой среды»
Основными задачами методической работы являлись: оказание помощи учителям в реализации принципов и методических приемов обучения и воспитания, а также включение учителей в творческий педагогический поиск. Основой методической службы являлся методический совет, который выполнял свои функции в трех направлениях: аттестационный, консультативно-диагностический и отдел мониторинга. Руководитель методического совета Перевязка О.В., координировала и направляла деятельность членов методического совета школы на реализацию общей методической темы. В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям: · работа методического совета; · тематические и педагогические советы; · методические объединения; · открытые уроки и их анализ; · взаимопосещение и анализ уроков; · предметные недели; · творческие микрогруппы; · круглые столы. Высшей формой коллективной методической работы остается педагогический совет. В 2012 – 2013 учебном году проведены три тематических педагогических совета: 1. «Диагностико - мониторинговые исследования в образовательном процессе» (06.11.2012). 2. «Результаты деятельности педагогического коллектива по формированию социальной активности обучающихся и воспитанников» (28.01.2013) 3. «Основные задачи современного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты.» (26.03.2013) Педагогический совет, как постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников, решал следующие цели и задачи: объединить усилия коллектива школы на повышение уровня учебно-воспитательной работы, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта. Работа над методической темой осуществлялась в каждом из 7-ми методических объединений учителей. Каждое методическое объединение в своей деятельности ориентировалось на организацию методической помощи учителю в межсекционный период. На заседаниях методических объединений обсуждались вопросы: · Работа со сборниками нормативных документов по предмету, включающими федеральный компонент государственного стандарта и федеральный базисный учебный план. · Формы и педагогические методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. · Промежуточный и итоговый контроль знаний. · Требования к оформлению письменных работ. · Повышение эффективности и качества всех видов учебных занятий. В течение прошлого учебного года методические объединения работали над следующими методическими темами:
v МО учителей русского языка, литературы, истории и обществознания: «Личностно – ориентированный подход к ученику в процессе преподавания русского языка, литературы, истории и обществознания - как условие эффективного становления личности учащегося и развитие его индивидуальных способностей»
v МО учителей английского языка: «Повышение качества знаний учащихся путём совершенствования педагогического мастерства учителя, внедрения в практику новых педагогических технологий, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся» v МО учителей начальных классов «Активизация познавательной деятельности учащихся как средство формирования устойчивой учебной деятельности ученика и развитие его индивидуальных способностей»;
v МО учителей математики, информатики и физики «Усиление роли математики, физики, информатики в развитии целостного представления учащихся об окружающем мире»; v МО учителей физической культуры и ОБЖ: « Укрепление здоровья и разностороннее физическое развитие учащихся – залог становления личности ученика и развитие его индивидуальных способностей путём внедрения современных образовательных технологий в образовательный процесс» v МО учителей естественных дисциплин «Использование учителями инновационных технологий и новых педагогических методик, направленных на развитие индивидуальных особенностей мышления школьников в области естественных дисциплин»; v МО учителей технологии, музыки «Применение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий с целью всестороннего развития личности ». Особое внимание в работе МО уделялось деятельности микрогрупп в межсекционный период, когда учителя объединялись в работе над проблемами: внедрение новых педагогических технологий в преподавание конкретного школьного предмета, следование концепциям развивающего обучения, личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности. С целью совершенствования форм и методов проведения урока были даны открытые уроки по всем предметам, кроме обществознания, окружающего мира в начальной школе и физической культуры. Кроме открытых уроков, посещались уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля. Целями посещения и контроля уроков были: · Единство требований к учащимся; · Выполнение требований к проведению урока; · Дифференцированность в обучении; · Контроль над выполнением всеобуча.
По результатам наблюдений за деятельностью учителей и учащихся на уроках можно сделать вывод о том, что педагоги включились в реализацию форм и методов развивающего обучения, выявляющего индивидуальные способности учащихся. Самостоятельная работа на уроках дает возможность выявить более подготовленных и отстающих учащихся. Важным направлением работы МО и администрации школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей через курсовую систему повышения квалификации и стимулирование педагогов школы к аттестации. В 2012-2013 учебном году защитили высшую квалификационную категорию – Куц Борис Николаевич, учитель математики и Волкова Елена Владимировна учитель русского языка и литературы, первую - Петрова Евгения Александровна – учитель начальных классов. Привитию интереса к учебной деятельности, воспитанию мотивации в обучении способствовала творческая работа с детьми через факультативные и кружковые занятия. В 2012 – 2013 учебном году в школе работало 23 факультатива и 8 кружков. Учащиеся школы принимали активное участие в школьных и районных олимпиадах по предметам. Более 50% детей участвовали в предметных школьных олимпиадах, делегация из 54 человек участвовала в районных предметных олимпиадах, 30 учащихся нашей школы стали победителями и призерами районных предметных олимпиад. Победители, а это 12 человек, участвовали в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников. Призёром регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников стал Ястребов Олег ученик 9б класса, которого подготовил Козлов В.И. Также хороших результатов в подготовке учащихся к предметным олимпиадам достигли учителя Куц Б.Н., Перевязка О.В., Михайлова В.А., Куц Г.М., Овдиенко И.П., Райконина С.И., Жадько С.В., Гринько И.А. Во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» приняли участие 164 ученика, в Международном математическом конкурсе - игре «Кенгуру» участвовали 103 ученика 2 – 11 классов, в краевой межпредметной олимпиаде «Интеллект» - 342 ученика, в игре – конкурсе Инфознайка – 69 учащихся, в олимпиаде ЧИП – 86, а в олимпиаде КИТ – 64ученика. Манженко Яна ученица 10 класса «Б», Абрамова Ангелина, ученица 8»В» класса, являясь членами школьного научного объединения учащихся «Ступени» представляли свои исследовательские работы на краевой научной конференции Малой академии наук в заочном и туре. Их подготовила – Волкова Е.В. и Батлук С.А. Все были удостоены сертификатов призёров 3 степени. Куц Н.Г учитель русского языка и литературы приняла участие в заочном интернет – туре Фестиваля русского языка в номинации «Педагогическая мастерская» и краевом заочном конкурсе классных руководителей «Мудрая сова». Проведенные контрольные работы по текстам отдела образования и администрации школы показали, что учащиеся имеют хороший уровень знаний. Работы отвечают всем требованиям, предъявляемым к выпускникам 4, 9, 11 классов. Намечена положительная динамика. Огромная работа проведена в школе по пропаганде здорового образа жизни, а также по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Учителя физической культуры в целях ведения успешной работы по сохранению здоровья учащихся разработали план спортивно-массовых мероприятий на весь учебный год. Учителя-предметники придерживаются современных концепций модернизации образования, интересуются новыми педагогическими технологиями, выписывают много методической литературы, сотрудничают с детской и взрослой поселковыми библиотеками. Методически грамотно подходят к организации учебной деятельности. В связи с этим, методическая работа школы, направленная на решение задач учебно-воспитательной деятельности через совершенствование урока как основной формы работы и педагогического мастерства учителя осуществлялась в 2013 – 2014 учебном году успешно.
III. Уровень развития учащихся, успеваемость, качество знаний, умений и навыков
В работе с учащимися наша школа руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, методическими письмами и рекомендациями краевого Министерства образования, внутренними приказами, в которых определен круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса. Учебный план школы на 2012 – 2013 год был составлен на основании базисного учебного плана и сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого. Школьный компонент был распределен на изучение предметов по базисному учебному плану, на индивидуальные, групповые, факультативные и кружковые занятия во второй половине дня с целью углубления и коррекции знаний учащихся. Образовательная программа школы и учебный план школы предусматривают выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего среднего образования, развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения. В 2012 – 2013 учебном году школа работала в режиме шестидневной недели, обучалось 580 человек. На I ступени обучалось 230 человека, 10 классов; II ступени – 270 человек, 12 классов; III ступени – 80 человек, 4 класса. На первых двух ступенях формировался познавательный интерес учащихся, их самообразовательные навыки, создавались условия для самовыражения учащихся на учебных и внеклассных учебных занятиях в школе и вне школы. На третьей ступени педагогический коллектив ставил перед собой задачу – достижение каждым выпускником функциональной грамотности и его подготовку к поступлению в высшие учебные заведения. Условия, обеспечивающие учет индивидуальных и личностных особенностей учащихся II и III ступеней обучения, реализовывались за счет индивидуальных, групповых и факультативных занятий по учебным областям. Организация учебного процесса осуществлялась в формах: классно-урочная, лекционно-зачетная, обучение на дому больных детей, консультации, факультативы, олимпиады, конкурсы. Итак, учебный план на 2012 – 2013 год выполнен, учебные программы пройдены. Все учащиеся, обучающиеся на дому по состоянию здоровья, успешно прошли курс обучения за соответствующий класс. Очень важной является деятельность школы по предупреждению неуспеваемости. В прошедшем учебном году коллективом уделялось большое внимание этой проблеме, не один ученик не оставлен на повторный курс.
За последние 6 лет
кол-во оставленных на повторный курс обучения составило:
кол-во переведенных «условно»:
количество не допущенных учащихся к итоговой аттестации в 9 классе:
количество не допущенных учащихся к итоговой аттестации в 11 классе:
На конец учебного года в школе обучалось 580 человек, из них успешно окончили школу 580 человек, оставленных на повторный курс обучения нет. Из 89 человек выпускников 9 и 11 классов все учащиеся допущены к итоговой аттестации, успешно прошли ее и получили соответствующий документ об образовании. Аттестат особого образца получили 7 выпускников основной школы и 3 выпускника средней школы (1 золотая и 2 серебряных медали). Из 517 аттестованных учащихся (без 1 классов) на отлично окончили школу 79 человек, что составляет 15,3 % от общего числа аттестованных учащихся школы и на 2,3 % больше, чем в прошлом учебном году. Качество обучения составляет 56 %, против 52 % в 2011 – 2012 учебном году. В течение учебного года в школе осуществлялся педагогический мониторинг, одним из основных этапов которого является отслеживание и анализ качества обучения, анализ уровня промежуточной и итоговой аттестации по предметам с целью выявления положительных и отрицательных моментов в работе педагогического коллектива по обучению учащихся. Так же проводился мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения в виде административных контрольных работ и контрольных работ по текстам отдела образования: по русскому языку и литературе, математике, химии, физике, географии, биологии. Работы анализировались, обсуждались на заседаниях МО, на совещаниях при завуче и директоре. В конце учебного года руководители и администрация провели сравнительный анализ успеваемости по полугодиям. Мониторинг степени готовности выпускников начальной школы к обучению во II ступени осуществлялся по планам МО по преемственности начальной и основной школ. Сравнительный анализ успеваемости в 5-11 классах
Сравнительный анализ указывает на стабильное состояние процента обученности в 5-11 классах на протяжении последних шести лет. · Качество знаний учеников повысилось от показателей прошлого учебного года по 5-9 классам на 2%, и по 10-11 повысилось на 2%. · С учетом результатов по начальной школе (обученность – 100%, качество - 70 %), общешкольный результат качества знаний по сравнению с прошлым годом повысился и составил 56%.
Обученность и качество знаний учащихся по параллелям
Качество знаний учащихся понизилось в 5 - х классах – на 2 % , в 10-х и 8-х – на 4%, а значительное повышение качества знаний учащихся наблюдалось в следующих параллелях: 2 классы – на 6 %; 3 классы – на 2 %, 4 классы – на 13 %, 6 классы – на 4 %, 7 классы – на 11 %. 11 классы – на 6 % На будущий учебный год запланирована целенаправленная работа педагогического коллектива и администрации школы по устранению пробелов в знаниях и повышению общего уровня качества знаний учащихся в параллелях, где наблюдается его снижение. Обученность учащихся стабильно составляет 100 % во всех параллелях. Анализ итоговой аттестации в 9 и 11 классах показал следующие результаты. На конец 2012 – 2013 учебного года в 9 классах обучалось 42 учащихся, из них к итоговой аттестации были допущены все, успешно прошли итоговую аттестацию и получили документы об образовании соответствующего образца, из них 7 учеников получили аттестат особого образца. Итоговая аттестация по русскому языку в новой форме показала, что большинство учащихся с работой по русскому языку справились успешно, уровень сформированности важнейших речевых умений и усвоение языковых норм соответствует минимуму обязательного содержания основного общего образования по русскому языку. Анализ результатов выполнения заданий экзаменационной работы по алгебре позволяет сделать вывод, что на уровне обязательной подготовки удовлетворительный результат получен практически по всем заданиям, включенным в работу. Сравнительный анализ успешности сдачи обязательных экзаменов за 5 лет показал, что качество обучения русскому языку в 2008-2009 учебном году качество составило 54%, а в 2009-2010 качество понизилось на 6% и составило 48%, в 2010 – 2011качество возросло на 45% и составило 93%, а в 2011 – 2012 учебном году качество возросло до 96%., в 2012-2013учебном году понизился до 88%, что тоже является высоким показателнм. В 2008-2009 процент качества составил 40%, а в 2009-2010 учебном году понизился на 4% и составил 36%. В 2010 – 2011 учебном году процент качества повысился на 8 % и составил 44%, а в 2011 -2012 учебном году ещё на 9% и составил 53, в 2013 году он составил уже 63%
Наиболее популярным по выбору у девятиклассников в 2012 -2013 учебном году оказались предметы: литература 38% (от общего числа девятиклассников), ОБЖ – 81 % (от общего числа девятиклассников), информатика и ИКТ– 31 % (от общего числа девятиклассников). 100% качество успешной сдачи экзамена составило по предметам: ОБЖ, английскому языку. А также 100% качество показали ученики, которые выбрали физику, обществознание, историю в новой форме. Эти предметы не отличались большим охватом учащихся, но уровень подготовки выпускников был достаточно высоким. На конец учебного года в 11 классах обучалось 47 человек. Все учащиеся были допущены к итоговой аттестации, успешно прошли ее и получили документ об образовании соответствующего образца, 3 человека получил аттестат особого образца (1 золотая и 2 серебряные медали). Выпускники 11 классов сдавали: 2 обязательных экзамена:
· русский язык в форме ЕГЭ, · математика в форме ЕГЭ, и экзамены по выбору тоже в форме ЕГЭ. Новая форма прохождения итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ требовала серьезной и систематической подготовки в течение всего учебного года. В школе существует сетевой план - график подготовки к ЕГЭ, согласно которого работа проводилась с учителями, учащимися и родителями. Администрация школы участвовала во всех районных и краевых мероприятиях по подготовке к ЕГЭ, следила за новинками методической литературы и старалась вовремя информировать педагогический коллектив. Предварительно дважды проведены пробные экзамены по русскому языку и математике в форме ЕГЭ. Экзамены по всем предметам сдавали учащиеся в МКОУ «СОШ №19» г. Изобильного. Учащиися 11 «Б» класса Камыш Павел успешно сдал экзамен, в форме ГВЭ (получив при этом удовлетворительные оценки), который проводился в г. Изобильном на базе МКОУ «СОШ №3»
Все ученики нашей школы успешно выдержали экзамены по обязательным предметам и преодолели порог. Средний бал по русскому языку составил 68,9 балла в сравнении с 2012 – 64, а в 2010 – 62балл , а по математике в 2013 году составил 54,8, а в 2012 году – 52 балла, в сравнение с 2011 годом – 51, а в 2010 - 49, что является очень высокими показателями на уровне района и края. Наивысший бал по математике набрали 87 баллов Лукошкин Владислав, что явилось лучшим результатам в школе и в районе. По русскому набрали: 90 баллов Брежнева Олеся, Михайлова Алёна, Хван Валентин – это также одни из лучших результатов в районе. Наиболее популярным по выбору у учеников 11 классов в этом году оказались предметы: обществознание – 46 % (от общего числа учеников 11 класса), физика – 39 % (от общего числа учеников), биологии – 15 % (от общего числа учеников 11 классов). Необходимо отметить, что все ученики школы не преодолел порог 1 ученик по физике Лаптев Михаил в форме ЕГЭ. Учителя предметники в каждом МО обсудили результаты ЕГЭ выпускников, и выработали направления по подготовке выпускников к итоговой аттестации.
Анализ воспитательной работы в МКОУ «СОШ №17» п. Солнечнодольска за 2012 – 2013 учебный год
В 2012-2013 учебном году педагогическим коллективом школы была обозначена проблема наполнения образовательного процесса новым содержанием, овладения новыми технологиями, способствующими воспитанию свободной, гуманной, духовной, самостоятельной личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной творческой деятельности и нравственному поведению. В текущем учебном году педагогический коллектив работал над следующими задачами: 1. Создать условия для формирования гражданско-патриотического сознания, нравственной позиции. 2. Создать условия для формирования потребности в здоровом образе жизни, интеллекта и самосознания. 3. Создать условия для взаимополезного взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. 4. Развивать потребность в самореализации творческого потенциала заложенного в личности. 5. Активизация внеурочной деятельности обучающихся через дополнительное образование обучающихся. 6. Сотрудничество старшеклассников с Союзом Молодежи, участи в акциях Союза Молодежи Ставрополья. Воспитательная работа осуществлялась на основании нормативных документов, велась по утвержденному на 2011-2012 учебный год Плану работы, в котором соблюдалась преемственность с планом прошлого года. В основе воспитательной работы школы лежит совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям. Основной составляющей воспитательной работы является участие учащихся во всех общешкольных мероприятиях. Это позволяет четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе. Это способствует повышению уровня общительности каждого учащегося в отдельности, развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, помогает рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части школьного коллектива. Участие классов в общешкольных мероприятиях помогают классным руководителям заполнить досуг учащихся интересным и познавательным, веселым и развлекательным, тем самым сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для старшеклассников. В течение учебного года учащиеся принимали самое активное участие в традиционных школьных праздниках: «Праздники первого и последнего звонка», «День святого Валентина», «День здоровья», «День самоуправления», «Вечер встречи с выпускниками», «9 Мая», «Литературный бал», «Новогодний праздник». Не меньшую радость доставили учащимся праздники: «Посвящение в первоклассники», «Посвящение в пятиклассники», «Посвящение в старшеклассники», « Месячник Мужества», «День улыбок и друзей», в которых с удовольствием принимали участие и родители. Ребята с нетерпением ждут общешкольные мероприятия и с большим удовольствием принимают в них участие. По итогам 2012-2013уч. года можно отметить, что активность классных коллективов осталась на том же уровне. А значит, все классные коллективы 100% участвовали в школьных мероприятиях. Кроме того, обучающиеся МКОУ «СОШ№ 17» приняли активное участие во всех поселковых мероприятиях. В учебном году учащиеся школы были привлечены к волонтерскому движению. Конечно, участников движения по сравнению с прошлым годом стало меньше, но тем не менее работа в этом направлении велась. Совместно с волонтерами МКОУ «СОШ№16» ребята провели ряд акций , направленных на агитацию населения поселка по привлечению к здоровому образу жизни.
Патриотическое воспитание
В рамках патриотического воспитания в школе проводились тематические классные часы, организовывались встречи с ветеранами ВОВ, участниками событий в Чернобыле. Согласно плану работы школы с 22.01.13 г. по 23.01.13г. традиционно проводится месячник Мужества. В рамках этого мероприятия проводился конкурс патриотической песни, в котором приняли участие учащиеся 5-11 классов. Высокий патриотический подъем среди учащихся вызывает традиционная акция «Ветеран живет рядом», проводимая членами отряда «Милосердие» (рук. Коваленко И.Б.). Для учащихся среднего и старшего звена младших классов проводятся мероприятия, которые дают возможность раскрыть познания в «воинских премудростях», отличиться в физической подготовке. Конкурсы «Вперед, мальчишки», «Девчонок не берем» проведены учителем музыки Мартюхиной Л.И, конкурс рисунков «Наша Армия» и «Портрет солдата», выпуск стенгазет «Ими гордится Россия», Цикл классных часов в рамках «Месячника Мужества»: « О красоте и мужестве», «Во имя Родины! Во имя Победы!», «Истинное мужество обнаруживается во время бедствия»
Становлению общечеловеческих ценностей в сознании учащихся способствовали мероприятия, посвященные Дню Великой Победы. Каждый год проводится акция «Ветеран живёт рядом», в этом году поздравили наряду с ветеранами участников Афганской войны и воинов, воевавших в Чечне. Была проведена операция «Обелиск». Весь январь старшеклассники по графику убирали закреплённый за школой памятник. Участниками студии журналистики были взяты интервью у трех ветеранов и отправлены видеоролики на первый канал центрального телевидения в передачу «Пусть говорят». Обращения ветеранов к своим соотечественникам, детям, внукам были показаны жителям поселка в день празднования Дня Победы. В праздничном митинге в этом году приняли участие все школьные коллективы ( из них 5-11 классы в полном составе делегации школы, начальное звено с родителями) Школа вновь приняла участие в акции «Мы -граждане России», которую проводила организация «Союз молодежи Ставрополья» Изобильненского района. Кроме получения паспортов наши уч-ся приняли участие в конкурсах и стали победителями по его итогам: в конкурсе сочинений «Моя страна- моя гордость» (Домашнева Арина, Домашнева Мария).Впервые учащиеся школы приняли участие в акции «Знамя поколений».Макет нашего знамени был отправлен в Совет ветеранов Изобильненского района. По итогам проведенной акции «Семена благие» учащиеся нашей школы завоевали призовые места по созданию эмблемы этой акции. Щербина Анастасия 8 «В»( 1 место) и Бунина Александра 8 «А» (2 место). Мероприятия гражданско-патриотического направления способствуют воспитанию патриотизма, доброты, чувства долга перед старшим поколением.
Профилактика экстремизма
В план воспитательной работы школы были включены мероприятия по профилактике экстремизма. Этот вопрос рассматривался на МО классных руководителей, в классах были проведены классные часы по вопросам этнокультурного образования и воспитания, тематические праздники. Классные руководители в течение года разрабатывают такие мероприятия, которые бы позволили почувствовать каждому ребёнку в школе комфортно. Классные часы прошли в следующих классах: в 6-8 классах классный час по теме: «Осторожно, экстремизм» Целью проведения мероприятия было ознакомить учащихся с основными целями, признаками экстремистских группировок . Классный час по теме "Патриотизм без экстремизма" был проведен в 8-11 классах. Цель проведения классного часа состояла в том, чтобы дать учащимся представление о явлении экстремизма на примере движения скинхедов и фашизма, его причинах и негативных последствиях; дать представление о патриотизме и поступках, в которых он проявляется Система классных часов и КТД, направленная на профилактику экстремизма, позволила дать ребятам не только теоретические знания по данной проблеме (КТД «Толерантность», кл.час «В единстве наша сила»), но и возможность понять, насколько необходимо уважать людей других национальностей и не выделять их.«Все мы разные- но песни поем на одном языке»- фольклорный праздник проходит в школе под руководством учителя музыки Мартюхиной Л.И. Если в прошлом 2011-2012 уч.году в нем приняло участие 38 человек, то в этом 2012-2013 уч.году участников стало больше- 46 человек.
Спортивно-оздоровительное направление
Активно ведется работа в спортивно-оздоровительном направлении. Привлекая учащихся к занятиям в спортивных секциях, используя нестандартные формы спортивных внеурочных праздников и мероприятий учителя Жадько С.В., Гринько И.А., Батлук В.Н.,Рожкова Т.И. способствуют повышению интереса к спортивной внеклассной работе. Огромное внимание в школе уделяется пропаганде здорового образа жизни. В школе были проведены следующие мероприятия: · спортивные праздники; · «Дни здоровья»; · Школьные, районные, краевые соревнования; · Тематические классные часы; · Походы; · Декады Здоровья; · Организацию работы спортивных секций; · Организация физминуток и ритмических пауз во время уроков В этом году наша школа принимала участие во Всероссийской акции « Я принимаю спорт как альтернативу пагубным привычкам.», в поселковом конкурсе презентаций о здоровом образе жизни. Для сохранения и поддержания здоровья детей в 2012-2013 учебном году учителем физической культуры, руководителем МО учителей физкультуры Рожковой Т.И. была организована и проведена огромная физкультурно-массовая работа. Прошли школьные соревнования по лёгкой атлетике, шашкам и шахматам, настольному теннису. Планы классных руководителей предусматривали реализацию целенаправленных мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся, пропаганде здорового образа жизни. Каждым классным руководителем разработан и реализован комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей, включающий в себя организацию и проведение каникулярного отдыха детей, инструктажей по правилам техники безопасности, мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся, детского травматизма на дорогах, наркомании, токсикомании, табакокурения, встреч родителей и детей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, медработниками, участие коллектива класса в Днях здоровья, спортивных внутришкольных мероприятиях. В рамках тематической недели «В здоровом теле – здоровый дух», акции «Спорт вместо наркотиков» классными руководителями проведены классные ученические и родительские собрания, тематические классные часы, беседы по пропаганде здорового образа жизни учащихся. В целом проведенные мероприятия спортивно-оздоровительного направления воспитательной деятельности соответствовали возрасту учащихся, их психофизическим особенностям и интеллектуальному развитию, способствовали повышению уровня физического, психического и социального здоровья детей. В школе созданы все необходимые условия для формирования экологической культуры, экологических взглядов и убеждений учащихся. Проведена акция «Сохраним природу Ставрополья», в рамках которой прошли презентации экологических проектов «Защитив планету – защитишь себя», экологические игры, викторины, конкурсы, в апреле прошёл общешкольный праздник «День птиц». Участие школьники приняли в районной экологической конференции.
Художественно-эстетическое воспитание и организация досуга
В становлении личности учащихся школа большую роль отводит художественно-эстетическому воспитанию и организации досуга, которое способствует развитию творческих задатков, способностей, дарований и талантов. Особое внимание отводилось выявлению творческих способностей и наклонностей учащихся, вовлечению их в разнообразную творческую внеурочную деятельность. В течение года все дети приняли участие в одном или нескольких вечерах, КТД, творческих конкурсах. Для эффективного творческого развития личности ребенка налажена тесная связь с Детской музыкальной и художественной школой, библиотеками, центром досуга «Современник» Содержание общешкольных дел было направлено на самореализацию учащихся, развитие творческих способностей, формирование общечеловеческих ценностей. По результатам социологического опроса 85% учащихся школы оценили качество проведения общешкольных мероприятий на «отлично», 10% – на «хорошо». 63% школьников полностью удовлетворяет организация внутриклассных мероприятий, 32% оценили качество проведения классных часов на «хорошо». По результатам опроса за последние три года качество общешкольных мероприятий повысилось на 10%, внутриклассных осталось на том же уровне.
Анализ работы по профилактике ДТП
Главной задачей школы по-прежнему являлось проведение работы по профилактике ДТП. Чтобы знания, полученные в школе, стали прочными и могли быть с успехом применены на практике, систематически проводилось обучение школьников дисциплинированному поведению на улице. Занятия, экскурсии, наблюдения проводились с учетом возраста детей и окружающих условий. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводилась организации игровой деятельности детей. В профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, кроме изучения Правил дорожного движения по школьной программе ОБЖ, большое значение придавалось внеклассной работе с учащимися. В подобные занятия включались самые различные мероприятия: тематические вечера, игры, конкурсы, викторины, экскурсии. В комплекс школьных мероприятий по изучению Правил дорожного движения включалась работа с родителями учащихся. Для оказания методической и практической помощи классным руководителям постоянно пополнялась методическая база по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, в школе оформлен уголок безопасности, который постоянно обновляется. Данный стенд используется для оперативной информации, где размешаются сведения о детях, пострадавших в ДТП ; советы учащимся, как нужно вести себя на улице, чтобы не попасть в ДТП; какие меры предосторожности нужно соблюдать в данной конкретной обстановке; сообщения о школьных мероприятиях, касающихся безопасности движения детей; рекомендации родителям. Ни одно мероприятие по ПДД не проходит без использования ИКТ: создание листовок, буклетов – памяток для юных пешеходов Школьная сборная команда ежегодно участвует в районном этапе конкурса «Законы дорог уважай».
Методическое объединение классных руководителей
Методическое объединение классных руководителей является основным структурным подразделением, осуществляющим проведение воспитательной, методической, опытно-экспериментальной работы. Основными формами работы МО стали: круглые столы, совещания и семинары, открытые классные часы и мероприятия, лекции, доклады, сообщения и дискуссии, изучение руководящих документов и передового педагогического опыта. Работа методического объединения проводилась в соответствии с планом работы на год. Заседания проводились ежемесячно. Для достижения целей и задач воспитательной работы производились заседания МО классных руководителей: - классные руководители неоднократно приглашались на заседания практикумы; - воспитательные проблемы регулярно рассматриваются на заседаниях педсоветов и совещаниях при директоре; - осуществлялся обзор новинок периодической печати ; В течение года велась диагностика развития классных коллективов, составлены социальные паспорта семей. Активно работают классные руководители с детьми и родителями по выполнению законов. Ими проводилась профилактическая разъяснительная работа на родительских собраниях, в индивидуальных беседах о постоянном контроле детей в каникулярное время, о выполнении закона РФ - №120-ФЗ и Ставропольского края №52-кз. Родители предупреждены о возможных последствиях бесконтрольного общения детей с незнакомыми людьми. На собрании зачитаны памятки «Если вашим детям угрожает опасность». В соответствии с вышеупомянутыми законами, и с учащимися школы проведены инструктажи по технике безопасности на летних каникулах, по ПДД, пожарной безопасности, бесконтрольного общения детей с незнакомыми взрослыми, поездок с ними. Перед тем, как дети уходят на каникулы, каждый ребенок расписывается в журнале по технике безопасности. Нужно отметить работу следующих классных руководителей: Демиденко Т.Ю,,Петрову Е.А., Надеину И.В., Невреву И.В.,Куц Н.Г., Алмурзаеву О.В., Саражиеву Е.В., Мартюхину Л.И., Батлук С.А., которые на протяжении учебного года проявили педагогическое мастерство и привлекли к внеклассным мероприятиям большое количество учащихся своего класса. Как всегда плодотворной была работа по развитию творческих способностей обучающихся. Надо отметить работу классных руководителей, которые помогают уч-ся участвовать не только в школьных, но и в районных, краевых и всероссийских конкурсах. В этом году многие классные руководители использовали интернет-ресурсы и отправили работы своих воспитанников на всероссийский конкурс «Живая классика». Классные руководители Демиденко Т.Ю, Мартюхина Л.И., Жукова В.Б. подготовили участников районного конкурса «Веснушки. Нельзя не отметить таких классных руководителей как Мартюхину Л.И., Демиденко Т.Ю., Батлук В.Н, Жукову В.Б., Куц Н.Г., Невреву И.В., Алмурзаеву О.В. В своей воспитательной работе они использовали такие методы, как убеждение, беседа, разъяснение, личный пример, требование, поручение. Их классные мероприятия всегда интересны и поучительны. Большую помощь в воспитательной работе, в развитии творческих способностей и возможностей учащихся оказала работа дополнительного образования. В кружковую деятельность вовлечено более 50% учащихся школы.
Кружки в МКОУ «СОШ№17»
Действующие спортивные секции: волейбол, настольный теннис, баскетбол, легкая атлетика, стрельба. Можно отметить работу Жадько С.В. и Гринько И.А,, чьи воспитанники активно участвовали в школьных, и районных конкурсах и нередко занимали призовые места в краевых и всероссийских соревнованиях. Необходимо отметить, что в течение всего учебного года на контроле оставался вопрос о привлечении учащихся в кружковую работу.
Работа с родителями, связь с семьей
Данная работа осуществляется посредством консультаций для родителей по их запросам, выступление с лекциями, сообщениями на родительских собраниях, посещение семей на дому, приглашение на заседания Совета по профилактике и малые педсоветы родителей, уклоняющихся от воспитания детей, рейды по проверке выполнения режима. Эта работа проводится с целью педагогического просвещения родителей, осуществления взаимодействия семьи и школы, правового ликбеза родителей.
Ученическое самоуправление
Одним из направлений внеурочной деятельности является Работа с органами ученического самоуправления. Задачи, которые ставились: · мотивация в ребенке позитивного саморазвития, социально-ориентированного самосовершенствования; · представление педагогической поддержки и помощи органам ученического самоуправления. · организация деятельности детской организации « 100 друзей» · организация деятельности работы по школьному самоуправлению. Совет старшеклассников «Шанс» среди учащихся 9-11 классов Деятельность выборного органа «Совет старшеклассников» строится по принципу добровольного участия и ответственности за взятые на себя обязательства. Совет организует общественно значимую деятельность среди старших подростков школы .В этом году в школе прошли выборы в Президенты школьной республики. На пост президента балатировалось 3 кандидата. В выборах приняли участие уч-ся 5-11 классов. По итогам голосования победила Гончарова Валерия 10 «Б» класса. Ее программа была одобрена и взята за основу работы Совета Старшеклассников. Деятельность органов ученического самоуправления «Совет старшеклассников» велась в течение учебного года. Работа была выстроена по Плану общешкольных и поселковых мероприятий. Традиционные мероприятия проходили согласно Плану работы школы. Совместно с детской организацией «100 друзей» были проведены следующие мероприятия: КТД «День улыбок и друзей», «Статен, строен, уважения достоин». В этом учебном году особо хочется отметить работу детей организации «100 друзей». Они были активны не только в организации и проведении школьных мероприятий, но и провели ряд мероприятий на территории поселка. Так ими были осуществлены благотворительные акции для детей-инвалидов поселка, акция «Семена благие», акция по привлечению жителей поселка к бережному отношению окружающей среды и уважительного отношения к своему здоровью. Работа в органах самоуправления способствует становлению личности учащихся, формирует активную гражданскую позицию. В этом году учащиеся 11 «Б» класса разработала проект по созданию детского движения «Юниор» на базе общеобразовательной школы и стала именным стипендиатом депутата ГД РФ Ольги Казаковой. Анализ работы показал, что в следующем году необходимо: · Продолжить деятельность выборного органа «Совет старшеклассников», участвовать в выборах президента школьной республики. · Систематизировать работу активов класса. · Продолжить сотрудничество с детской организацией «100 друзей» · Наладить действенную, результативную работу органов ученического самоуправления на всех ее ступенях. Хочется отметить, что показателем эффективности выбранной и реализуемой воспитательной задачи по повышению органов ученического самоуправления является повышение роста активности, инициативы, творчества детей среднего и старшего звена. Следует обратить внимание на работу учащихся старшего звена. По сравнению с предыдущим годом активность снизилась. Следовательно, в следующем учебном году необходимо продолжить работу по организации и поддержке детского самоуправления. Результатом воспитательной работы школы являются показатели уровня воспитанности учащихся Из 111 учащихся в тестировании приняли участие 101 школьника или 91% учащихся в старших классах. Общий уровень воспитанности школьника определялся на основе выведения среднего оценочного балла, складывающегося из : · Самооценки школьника; · Оценки классного руководителя; · Оценки одного из родителей; · Взаимооценки школьников ( одноклассников) по всем критериям отслеживания. Для того чтобы определить уровень воспитанности каждого ученика, предлагался индивидуальный оценочный лист, в котором субъекты оценивания (сам школьник, одноклассники, один из родителей и классный руководитель) оценивали его по каждому качеству личности. По тому или иному качеству личности и показателю воспитанности выводились средние баллы.
Общий уровень воспитанности в 7 – 8 классах.
Мы провели исследование на определение уровня воспитанности в 7-8-х классах. Из 111 учащихся в тестировании приняли участие 101 школьник или 91% учащихся в средних классах. Опираясь на полученные в ходе диагностического исследования результаты, можно сделать вывод о том, что высокий уровень воспитанности и уровень выше среднего преобладают у учащихся 7-8 классов (77% учеников имеют высокие уровни воспитанности). Со средним уровнем воспитанности у нас обучаются 17% школьников, а с низким всего 6%. К сожалению, 10 человек среди 6-7 классов отсутствовали во время диагностики, так что погрешность в показателях данного исследования имеет место. Также на среднюю оценку уровня воспитанности серьезно повлияла оценка самостоятельная, т.е. та, которую себе ставит ученик. Из диагностики стало понятно, что детям в этом возрасте еще сложно адекватно оценивать свои действия и поступки, свое поведение, интеллект и т. д. Некоторые учащиеся чересчур завышали себе показатели, а некоторые (особенно очень воспитанные) слишком себя занижали. Так же, ни все классные руководители смогли дать правильную оценку показателям воспитанности, видимо опасаясь обидеть своих воспитанников. По условию диагностики, учащиеся вправе были посмотреть, как оценили их друг и учитель
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата последнего обновления страницы 16.11.2023 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |